четверг, 28 марта 2013 г.

Театрализованная деятельность как средство решения психологических проблем дошкольников

В современном мире передовых технологий и завышенных материальных потребностей общество порой забывает о своём духовном развитии, что противоречит естественной необходимости всестороннего развития ребёнка. Чтобы избежать эстетической безграмотности растущего поколения, я предлагаю обратить внимание на творческую сторону воспитания детей. Ведь только творческий человек способен увидеть истинную красоту мира, её гармонию и совершенство. Ребенок же, растущий в условиях, где окружающие не стремятся к этой гармонии, становится отчужденным, замкнутым или агрессивным, у него появляются проблемы в общении, убеждаясь в несовершенстве окружающей действительности, он все больше отстраняется от общества.
А если не обратить внимания на эти проблемы в дошкольном детстве, в будущем их станет намного больше, так как одни нерешенные проблемы влекут за собой другие, более сложные.
Поэтому, работая в детском саду, я старалась найти наиболее эффективный метод коррекции часто встречающихся негативных проявлений личности у детей, таких как агрессивность, замкнутость, тревожность, страхи, проблемы общения.
В 2010 году в нашем детском саду начала свою работу театральная студия . Как ее руководитель я все больше убеждалась в эффективности театрализованной деятельности в решении поставленной мной задачи.

Театральная деятельность наиболее соответствует природе детства, поскольку, во-первых, наиболее близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а во-вторых, сочетает в себе множество способов творческого самовыражения. Активно развивающаяся ролевая игра дает возможность формирования лидерских качеств у детей застенчивых, умения общаться со сверстниками. Дошкольникам с проблемами установления контактов со сверстниками на помощь приходит театрализованная деятельность, где разыгрывая роль в театральных постановках, ребенок учится находить способы общения, со временем  избавляясь от робости. В ходе занятий театральной студии пополняется и активизируется словарный запас, развивается речь – важнейший инструмент межличностного общения.
Театральное искусство – это и уроки сопереживания, коммуникативности, нравственности. Это воспитание творческой личности в ребенке. 
Помимо сказанного, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют ребенка сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений, ставить себя на их место. А это очень важно при воспитании гуманности. К тому же умение сочувствовать помогает детям избавиться от излишней тревожности. А присущий любой сказке добрый конец рождает у детей чувство уверенности в себе, своих силах, помогает справиться со страхом перед окружающим миром сложных человеческих взаимоотношений.
Агрессивный ребенок в театрализованной игре учится осознавать и управлять своими эмоциями и чувствами.
Театрализованная деятельность позволяет справиться с психологическими проблемами детей, такими, как застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость, агрессивность, неадекватная самооценка, нарушения поведения и другими.
В работе мне помогают также психотерапевтические сказки, направленные на коррекцию определенных особенностей детей. Такие сказки я придумываю сама или вместе с детьми, нахожу их в литературе.  
В  работе с детьми я использую разнообразные виды театрального искусства: кукольный, теневой, драматизацию. Эти виды театрального искусства, по моему мнению, наиболее эффективны в работе с психологическими проблемами детей.
Наиболее загадочный и интересный детям– теневой театр. Его история уходит своими корнями в древний Китай. Этот вид театра очень эффективен в развитии воображения детей, в работе над их психологическими проблемами, поскольку позволяет  не просто инсценировать уже готовую сказку, но и доосмыслить ее, «дорисовать» героя в своем воображении, его эмоции и настроение. Отсутствие лица и конкретного образа теневой куклы способствует тому, что ребенок лучше вживается в роль, пририсовывая свои эмоции герою, а эмоции героя – себе.
Импровизация в теневом театре помогает ребенку выразить свои чувства и эмоции: прячась за ширмой дети чувствуют себя защищенными, раскрываются. В сюжете импровизированной сказки ребенок изображает то, что его тревожит, что является значимым для него на данном этапе жизни, и как в сказке добрый герой побеждает зло, так и в жизни у малыша добрый герой, которым и является ребенок, найдет выход из своей проблемы, сможет разрешить ее.
Ширма в теневом театра играет роль психологической защиты для застенчивого ребенка. В группе сверстников, на занятии, при общении со взрослыми застенчивый ребенок робеет, не способный выговорить и слова, но стоит ему попасть за ширму теневого театра, остаться наедине со сказкой, ребенок раскрывается, рассказывая свою жизненную историю, становится более свободным, не боится осуждения, укоров,  не боится быть не понятым, речь становится более яркой, ровной и громкой.
К тому же наша театральная студия – это сплоченный детский коллектив, в котором мы учимся помогать друг другу, сопереживать, вместе справляться с проблемами и заботами, дружить.
В целях изучения эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции психологических проблем дошкольников мною была проведена диагностика детей экспериментальной группы (15 ребят старшего дошкольного возраста) на исследование уровня агрессивности (методика «Кактус», «Несуществующее животное»), застенчивости/неуверенности в себе (наблюдения, методика «Лестница»), страхов (Опросник А.И.Захарова) и тревожности (Шкала тревожности А.М.Прихожан). Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.
В результате проведения первого исследования мной было установлено следующее: 40% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень агрессивности, 40% детей - застенчивые дети, неуверенные, у 73% детей завышено число страхов, 66,7% – тревожные дети.
В течение учебного года эти ребята посещали занятия театральной студии, направленные на коррекцию психологических проблем у детей. В мае состоялся отчетный показ спектакля для детей младших групп и родителей. Ребята представили нашему вниманию то, как из застенчивых, тревожных или агрессивных ребятишек можно возрасти до настоящих артистов. Зрители получили неподдельное удовольствие.
Также была проведена повторная диагностика детей экспериментальной группы. Было выявлено, что число агрессивных детей сократилось на 33,3%, количество страхов сократилось на 46%, тревожных ребятишек стало на 40%, застенчивых и неуверенных в себе ребят у нас не осталось.
Таким образом, театрализованная деятельность имеет большое значение для воспитания творческой, психологически здоровой личности. Занятия театральной студии очень интересны детям, на них им психологически комфортно, ребята активны и открыты. Использование театральной деятельности редко используется в решении детских психологических проблем, поэтому я и решила взять эту тему для личного самообразования. Мало распространено также использование постановок теневого театра в разрешении негативных проявлений личности у детей, тем не менее этот вид театрального искусства вызывает у ребят настоящее восхищение, а также очень эффективен в работе психолога с дошкольниками.
Занятия театральной студии построены таким образом, что при выполнении определенных видов заданий детям необходимо осознание того, что наиболее эффективным результат деятельности будет тогда, когда он достигнут его общими усилиями. Каждый ребенок индивидуален, но и каждый детский коллектив уникален. Поэтому одним из важных направлений нашей совместной работы является создание сплоченного коллектива, каждый участник которого мыслит по своему, но все в одном русле. Но это не мешает воспитывать в детях толерантность, ведь у каждого из наших ребят свои интересы, свой темперамент, мы учимся воспринимать точку зрения другого, принимать чужое мнение, советоваться при возникновении сомнений с друзьями.
На каждом театральном занятии я стараюсь донести до детей идею о том, что каждый из них талантлив, умен, индивидуален, каждый из них актер. Таким образом, через повышение самооценки детей, формируется осознание своего «Я», при этом мы стараемся, чтобы «Я» было как можно ближе к идеальному.
Знакомство с театром происходит по принципу «от простого к сложному». Т.е. в первую очередь мы активизируем уже имеющиеся у детей знания о театре, дополняем их, а далее постепенно вводим новые представления, начиная с простейших. Все театральные атрибуты изготавливаются в совместной с детьми работе: мы вместе рисуем пригласительные билеты, учимся грамотно оформлять афишу, создаем декорации к спектаклям и многое другое. Родителей ребят мы также привлекаем и к созданию декораций, костюмов для юных  актеров, и к подготовке к спектаклям. К тому же для них проводятся специальные консультации, направленные на то, чтобы объяснить родителям, что дает для их детей посещение театральной студии, как это влияет на формирование личности ребят, почему важно участвовать в жизни студии родителям и т.д..  

























Комментариев нет:

Отправить комментарий