среда, 4 февраля 2015 г.

Да кто ты такой,чтобы меня учить...

Взрослые не всегда замечают своего давления на ребенка. Мы постоянно твердим детям правила поведения, не задумываясь о том, способен ли ребенок их соблюдать. А ведь не редко бывает, что малыш в силу возраста, каких-либо психических особенностей или сиюминутных переживаний, не способен сделать то, что мы от него требуем. Спрашиваем ли мы его согласия следовать нашим рекомендациям, которые нередко воспринимаются маленьким человечком как приказания?...
Да кто ты такой, чтобы меня учить... Такую фразу иногда приходится слышать по отношению к детям. То есть взрослый изначально воспринимает ребенка как существо низшее, не имеющее своего мнения, прав, желаний. Кого взрослый стремится воспитать с таким отношением? Безынициативного, вялого, неспособного отстаивать свои решения человека?
Ребенок по сути мало чем отличается от взрослого, единственно тем, что имеет меньше опыта, ведь он еще только начинает свой жизненный путь, а мы, взрослые, должны помогать ему, подсказывать, иногда отводить от какой-то травмирующей ситуации. Но все ли способы хороши?
Не желая прислушиваться к ребенку, бесконечно твердя, что лишь наши знания верны, что нужно беспрекословно выполнять бесчисленные правила, мы лишаем детей возможности осознать сам смысл этих правил. Мы сами редко понимаем, что и наши дети могут многому нас научить. Давая ребенку шанс объяснить, почему он поступает вопреки установленным порядкам, объяснить свои поступки с точки зрения его детской логики, можно открыть для себя глубину ребячьей души, его восприятие мира, зачастую намного отличающееся от нашего, но от этого не всегда являющееся ошибочным.
Взрослые так сильно боятся выглядеть неправыми, что рвут все нити взаимопонимания с ребенком. В результате вырастает еще один взрослый человек, который боится ошибаться...
А ведь это так просто сказать - «Да, я был не прав, а что ты думаешь по этому поводу?» и так интересно услышать совершенно неординарное детское объяснение проблемы, тем самым дать повод малышу осознать себя человеком, свободным в рассуждениях, воспитать открытого, умеющего отстаивать свои права без агрессии (из-за того, что тебя не понимают или не хотят понять), свободно мыслящего деятеля.

2 комментария:

  1. Мария Павловна, здравствуйте! :) Пишите об интересном, но редко... А жаль. :) Я бы очень хотела пригласить Вас в Каталог блогов дошкольников, который организовала воспитатель Жанна Витальевна Шайдарова: http://katalogblogovdoshkolyat.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html Нас там уже много, и общение очень оживилось. :) Сразу и блог интереснее стало вести - есть, с кем поделиться. Всё - таки не пропадайте! :)

    ОтветитьУдалить